Федеральный закон от 22 апреля 2024 года № 84-ФЗ вносит изменения в части 18 и 19 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. Они уточняют список лиц, которые не имеют права уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности третьим лицам, включая кредитные организации и лиц, занимающихся взысканием долгов с физических лиц.
Также изменения определяют перечень лиц, которые могут осуществлять такие действия в связи с изменениями в управлении многоквартирными домами и предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Запрет на уступку права (требования) по возврату просроченной задолженности физическим лицам третьим лицам, включая кредитные организации или лиц, занимающихся взысканием долгов, действует с 2019 года. Однако до сих пор он распространялся только частично на муниципальное (неприватизированное) жильё.
Запрет касался управляющих организаций, ТСЖ, жилищных и других подобных кооперативов, ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно внесённым поправкам, в указанный перечень добавили наймодателя жилого помещения по договорам социального найма, найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Это означает, что договор об уступке права требования по возврату долгов за жильё и коммунальные услуги, заключённый наймодателем жилого помещения, будет считаться недействительным.
Новые положения не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности новому наймодателю жилого помещения. Однако право требования долгов может перейти к новой организации, при этом жителя должны письменно уведомить об уступке долга в течение 10 рабочих дней.