Сообщается, в частности, что в узком значении налоговая льгота является элементом налогообложения, который не относится к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса. Налоговая ставка же (в том числе дифференцированная или пониженная) является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять или отказаться от ее применения.
Налоговым кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) указанных элементов налогообложения, в том числе по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 380 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 №382-ФЗ), субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида объекта недвижимого имущества и (или) его кадастровой стоимости.
Установление дифференцированных (пониженных) налоговых ставок по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, а также установление налоговых льгот в виде дифференцированных (пониженных) налоговых ставок Налоговым кодексом не предусмотрено. (Письмо ФНС России от 08.12.2022 № БС-4-21/16658@ «Об установлении дифференцированных (пониженных) налоговых ставок и налоговых льгот по налогу на имущество организаций»).
Декларации по налогу на имущество организаций за 2022 год должны быть представлены юридическими лицами не позднее 25 марта 2023 года. Они подаются по форме, утверждённой приказом ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@, в котором для российских организаций исключена необходимость заполнять раздел «Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по кадастровой стоимости».
Компания, состоящая на учете в нескольких налоговых инспекциях одного субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, вправе представлять одну налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в любую из налоговых инспекций региона по своему выбору.
Для этого организация уведомляет УФНС по субъекту Российской Федерации, где функционирует трёхуровневая система налоговых органов (ФНС России – УФНС – подчиненные УФНС налоговые инспекции). Уведомление представляется по установленной форме ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется указанный порядок представления налоговой декларации.
Уведомление рассматривается в течение 30 дней со дня его получения. Если направляется запрос в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления, руководитель (заместитель руководителя) УФНС вправе продлить срок его рассмотрения не более чем на 30 дней, проинформировав об этом налогоплательщика. При выявлении оснований, препятствующих применению рассматриваемого порядка представления налоговой декларации, УФНС информирует об этом налогоплательщика.
Напоминаем, что с 2023 года Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ введена норма, согласно которой налогоплательщики - российские организации не включают в декларацию по налогу на имущество организаций сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Если у компании в истекшем налоговом периоде имелись только такие объекты налогообложения, то декларацию за 2022 год представлять не нужно.