Антикоррупционное законодательство направлено не только для пресечения коррупционных правонарушений государственными и муниципальными служащими, но и юридическими лицами и его должностными лицами.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридического лица за незаконные вознаграждение от имени или в интересах юридического лица должностному лицу организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Исходя из анализа правоприменительной практики чаще всего указанные действия совершаются руководителями организаций. В то же время довольно часто юридическое лицо привлекается к административной ответственности за действия иных работников.
Так, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за действия своих работников в случаях, когда работник в целях наладить отношения с государственным служащим, эффективности выполнения своей работы, например, для премирования или повышения по карьерной лестнице, может предоставить ему какой-либо подарок.
Следует отметить, что составом ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях охватываются не только действия по даче взятки должностному лицу, но и лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, что для соответствующих работников может квалифицироваться как преступления, предусмотренные статями 291, 204 Уголовного Кодекса Российской Федерации (дача взятки, коммерческий подкуп).